Мы новый мир построим: зачем детям дизайн-мышление?
Эпоха жестких инструкций уходит: сегодняшний мир меняется слишком быстро, и следование раз и навсегда утвержденным правилам уже неэффективно. Нашим детям придется искать новые креативные решения вместо того, чтобы пользоваться уже готовыми, обрабатывать огромные объемы информации и жить в густонаселенном мире, где умение находить компромиссы и сотрудничать будет цениться превыше всего. Как подготовить их к этому? Ответ – дизайн-мышление, образ мысли будущего. Методисты онлайн-олимпиады по английскому языку Skyeng Super Cup рассказывают, что это такое и почему оно необходимо детям.
Что такое дизайн-мышление?
Концепция дизайн-мышления родилась в офисах разработчиков и изначально служила делу создания таких товаров и услуг, которые полностью соответствовали бы чаяниям пользователей и решали их проблемы. Авторы метода – дизайнеры Хассо Платтнер и Дэвид Келли, которые задумались – как примирить интересы бизнеса и творческой команды, которая работает над продуктом.
Однако суть дизайн-мышления намного шире – в сущности, это способ менять мир вокруг себя к лучшему и использовать эмпатию – понимание чувств других людей – для всеобщего блага.
И если присмотреться, дизайн-мышление действительно необходимо не только дизайнерам. Научившись воспринимать мир с такого ракурса, можно решить множество проблем и конфликтов повседневной жизни.
Как работает дизайн-мышление?
Метод дизайн-мышления состоит из 6 этапов.
Эмпатия – этап определения проблемы. Представьте себя на месте другого человека и постарайтесь понять, что он чувствует и почему, с какими проблемами сталкивается. Главное – не критиковать, не домысливать и не думать в ключе «вот я бы на его месте…». Самые эффективные способы понять человека – наблюдать за ним, говорить и слушать.
Фокусировка – этап исследования проблемы. Всю полученную информацию нужно обработать и зафиксировать – записать или зарисовать. Смысл этого этапа состоит в том, чтобы найти основной вопрос для решения.
Генерация идей – этап «мозгового штурма», когда самое важное – предложить как можно больше решений. Можно и даже желательно подключить к поиску идей как можно больше людей. Чем больше мнений – тем шире взгляд на проблему. На этом этапе важно исключить критику и не говорить «Ой, ну эта идея никуда не годится», и сменить типичное «да, но» на «да, и» — то есть не отвергать чужие идеи, а дополнять их.
Выбор идеи – этап фильтрации, когда всем решениям предстоит пройти через сито реальности.
Прототипирование – этап создания опытного образца продукта, который решит проблему.
Тестирование — этот этап необходим, чтобы посмотреть, насколько хорошо идея сработает в полевых условиях и увидеть все ее слабые стороны.
Презентация – на этом этапе готовое решение торжественно представляется аудитории и внедряется в жизнь.
Зачем прививать дизайн-мышление детям?
Дизайн-мышление необходимо для разработки приложений и сервисов, в промышленном дизайне, проектировании городского пространства и создании рекламных кампаний. Но зачем оно детям?
На самом деле дизайн-мышление необходимо абсолютно всем. Оно учит превращать проблему в задачу, структурировать ее и находить решение, удобное для всех сторон. И это навык, которому школа не уделяет вообще никакого внимания. Но если научить детей этому способу решения проблем, их последующая жизнь в обществе будет намного проще. Дизайн-мышление развивает:
Умение слышать других. Поскольку в основе дизайн-мышления лежит эмпатия, дети, осваивая его, учатся слышать и понимать другого человека, его потребности и ожидания. Дети (да и взрослые) часто слушают, но не слышат. Дизайн-мышление учит воспринимать именно ту информацию, которую собеседник пытается донести, но не домысливать за него и не искажать его посыл у себя в голове.
Объективное принятие информации. Дизайн-мышление помогает научиться принимать то, что мы услышали. Не отвергать, не противоречить, не игнорировать, а воспринимать сказанное как данность.
Конструктивный подход к трудностям. Ключевой вопрос в дизайн-мышлении: «Как мы можем помочь?». Дизайн-мышление обозначает разницу между проблемой и задачей. Проблема — это то, на что люди жалуются, а задача — то, что нужно решить. Когда дети понимают, как жалоба превращается в задачу, им уже не кажется, что решение невозможно. И они начинают действовать.
Умение работать с информацией. Дизайн-мышление дает важные навыки самостоятельного сбора и обработки информации. В школе дети получают всю информацию уже «упакованной», выводы за них сделали учителя и составители учебников, и даже темы сочинений не предполагают никакого осмысления прочитанного: если сказано, что Катерина – луч света в темном царстве, то об этом и нужно писать. В то время как дизайн-мышление базируется на творческом подходе, оно подталкивает ребенка к самостоятельному анализу данных и принятию собственных решений.
Навыки командной работы. Мозговые штурмы – важная часть решения многих задач, но школа не учит и этому. Вспомните, как часто обсуждения вопроса превращаются в спор с переходом на личности? Но человек с дизайн-мышлением умеет спокойно воспринимать и критику, и точки зрения, которые серьезно отличаются от его собственной.
Умения, которые можно развить при помощи дизайн-мышления, будут очень востребованы в мире будущего. Поэтому в онлайн-олимпиаде Skyeng Super Cup 2018 все задания для 5-8 классов организованы именно в формате дизайн-мышления.
Они позволяют не только проверить свои знания в английском, но и научиться создавать то, что полезно людям, понимать окружающих и их нужды, искать творческое решение для самых тривиальных задач и, в конечном итоге, менять мир к лучшему.