Инклюзия без инклюзии?
Лишь в 22,4 процентах российских школ созданы условия для детей с особыми потребностями. По данным Минпросвещения, это 9664 учреждения из 40 с лишним тысяч образовательных организаций. Но даже в инклюзивных школах дети с инвалидностью не чувствуют себя комфортно, считает уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. «Известны случаи, когда такой ребенок приведен в группу, но он ведет себя не так, как все, и родители других детей выступают против. И отчислить его нельзя, и особенному ребенку там некомфортно», — рассказала она в интервью ТАСС, К выводу о недостаточной развитости системы инклюзивного образования пришли и эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ): по данным опроса, проведенного в 2017 году, большинство родителей детей с ОВЗ оценили инклюзивное обучение на три балла или ниже по пятибалльной шкале.
По мнению экспертов ОНФ, для того, чтобы система инклюзивного образования заработала, необходимо сосредоточиться на создании специальных условий для детей с ОВЗ в учебных заведениях, а не на «концепции такой формы обучения, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья просто изучают предметы совместно с обычными школьниками». Осуществляемый на сегодняшний день образовательный процесс не полностью учитывает индивидуальные особенности таких детей.
Совместное обучение детей нормы и детей с ОВЗ должно быть не по всем предметам
Как считают представители Народного фронта, уроки, на которых требуется индивидуальный подход к детям с ОВЗ, следует организовывать в разных группах. Тогда педагоги смогут уделить «особенным» детям полноценное внимание. Что касается дистанционного обучения, то оно должно не заменять основной образовательный процесс, а дополнять его. Тогда ребенок не утратит способности приспосабливаться к условиям социальной среды.
В учебных заведениях не хватает профессионально подготовленных кадров
Обычные курсы повышения квалификации решить проблему нехватки кадров не смогут, считают эксперты и предлагают привлекать к педагогической работе специалистов — логопедов, психологов, дефектологов, тифлопедагогов.
Для педагогов, работающих с особенными ребятами, необходимо установить обязательные стимулирующие надбавки, уверена председатель Общественного совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов, эксперт ОНФ Татьяна Усенко.
Сейчас они предусмотрены лишь внутренними документами образовательных учреждений и на деле выплачиваются не всем. В основном надбавки выплачивают только за ребят с инвалидностью, однако некоторые дети с ограниченными возможностями здоровья требуют больше внимания учителя, чем дети-инвалиды.
В школах и вузах стоит ввести должность тьютора
В настоящее время роль тьютора выполняют логопеды, социальные педагоги, иногда — родители или няни. Помимо тьютора в инклюзивных школах должны постоянно находиться медицинские работники. Количество детей с ОВЗ в обычных школах ежегодно увеличивается (в 2016 г. инклюзивно обучались 241 тыс. 381 ребенок, а в 2017 г. – более 276 тыс. 300 детей). Поэтому медицинские работники должны не только оказывать оперативную помощь при необходимости, но и осуществлять постоянный контроль за здоровьем «особенных» детей, поясняют эксперты.