PISA 2018: диагноз российскому образованию. И не только ему
Наконец-то опубликовали результаты сравнительного исследования качества образования в разных странах, проведенного в 2018 году, PISA-2018. Минпрос сразу же объявил, что эксперты отнесли Россию к «группе 18 стран с устойчивым прогрессом» в качестве образования». Ура! Но так ли это, и как выглядит прогресс по-минпросовски?
Итак, PISA – это исследование остаточных, функциональных результатов образования подростков 15 лет по трем направлениям: чтение и понимание текста, применение математических знаний для решения практических задач, понимание и применение принципов разных наук. Это то, чему у нас непосредственно не учат в школе, что не входит в ЕГЭ и ОГЭ. У нас учат тому, что, скорее всего, выпускникам никогда в жизни использовать не придется. А вот такие задачи, как в тесте PISA, решать придется постоянно, по крайней мере, работникам умственного труда. Можете почитать об этом здесь.
Так вот, когда исследование PISA в первый раз провели у нас в стране в 2000 году, наш результат оказался обескураживающе низок: в самом низу таблицы результатов, на уровне совсем отстающих арабских стран (27-29 место из 32). А ведь как мы гордились нашим замечательным советским образованием, качество которого оказалось мифом!
Сразу же раздались вопли: «это полный бред», «это совершенно неправильная методика», «это чистая русофобия и происки Запада», ну и прочая защитная реакция на очевидный провал. Потом сообразили, что это единая методика для всех стран, и надо не обвинять методику, а попытаться объяснить различие в результатах разных стран. А объяснение может быть только одно: российское образование нефункциональное, поскольку полученные знания и навыки не помогают в решении повседневных задач, характерных для сегодняшнего дня. Вместо того, чтобы запоминать сведения, учить наизусть, надо решать практические задачи. Наши школьники не готовы жить в современном обществе и заниматься актуальной производственной деятельностью.
Шли годы. Число стран, участвующих в исследовании все добавлялось (от 32 в 2000 году до 80 в 2018), Россия продолжала участвовать в этом исследовании каждые три года, и, наконец, наш Президент обратил внимание на результаты PISA.
В указе от 7 мая 2018 года Владимир Путин заявил масштабную цель: достичь до 2024 года место в 10-ке лучших по качеству образования стран.
Видимо, ему сказали в 2015 году, что результаты России в рейтинге PISA вдруг улучшились и ура! Но в 2018 году результаты снова ухудшились, и теперь ясно, что цели по указу достигнуты не будут. Если только не принять какие-то радикальные меры. Например, создать собственный международный рейтинг на основе заданий ЕГЭ. В нем мы гарантированно займем одно из первых мест, и дело в шляпе.
Давайте посмотрим и сравним наши результаты за все годы (с сайта ФИОКО — Федерального института оценки качества образования). Только будем смотреть не на общие балы за тесты (которые повышаются или колеблются, но точно так же и у других стран), а будем смотреть на место в рейтинге стран
|
Место РФ среди стран-участниц исследования |
||||||
Направление |
2000 |
2003 |
2006 |
2009 |
2012 |
2015 |
2018 |
Естественнонаучная грамотность |
26-29 |
20-30 |
33-38 |
38-40 |
34-38 |
30-34 |
30-37 |
Математическая грамотность |
21-25 |
29-31 |
32-36 |
38-39 |
31-39 |
20-30 |
27-35 |
Читательская грамотность |
27-29 |
32-34 |
37-40 |
41-43 |
38-42 |
19-30 |
26-36 |
Из этих результатов видно, что с точностью до незначительных колебаний оценки качества российского образования остаются практически неизменными, такими, какими они и были 20 лет назад. Или постепенно ухудшаются. В 2012 году был явный провал, который позже немного сгладился. И все. Конечно, снизу таблицы добавляются новые страны в исследовании, типа Туниса и Панамы, и у них еще более скромные результаты. Действительно, есть страны с еще более удручающей картиной качества образования, однако, нас это никак радовать и успокаивать не должно.
Скажите, а почему бы улучшаться нашим результатам, если никаких масштабных изменений в российском образовании за это время не произошло? Если, как было в основе обучения запомнить или заучить, а потом воспроизвести, так и осталось? Ну, где-то добавили час на какой-то предмет, где-то отняли, заменили один учебник на другой, одни произведения для чтения добавили в курс литературы, другие убрали, поспорили о месте в школьной программе предмета «Основы религиозной культуры» и ввели его, и что? Ведь не может же это повлиять на функциональную грамотность подрастающего поколения и конкурентоспособность страны в ближайшем будущем?
А вот у развитых стран имеет место настоящая «движуха», в верхней части таблицы происходят перестановки, смена лидеров. Например, результаты США были лишь немного выше, чем у России в 2000 году (25 место), потом они совершили ряд колебаний и сейчас делят 10-20 места с другими странами. Заметно улучшились в рейтинге позиции Германии, Великобритании, Японии, Франции, Дании. Можно предположить, что это потому, что там действительно учителя и управленцы от образования болеют за результаты своей страны и безо всякого указа президента вносят коррективы в образовательную политику, которая определяется… «на уровне школы».
Вместе с тем, очевидно влияние на качество образования не только конкретно преподавания предметов в школах, но и благосостояния страны в целом, уровня производственных и социальных технологий. Так, в верхней части рейтинга сосредоточились страны с высокими экономическими показателями (на душу населения), а в нижней части – с низкими.
Такой, можно сказать, выдающийся результат показали ТОП-100 школ Москвы. Если взять их результат отдельно от всей страны, получится, что они в рейтинге стран – 2-е, после Сингапура. Образование в столице – одно из лучших в мире (при оценке по методике PISA-2018).
О чем говорит этот результат, действительно ли это сенсация? Конечно, нет. Еще раз подтверждается вывод о том, что Москва – это не Россия, это совсем другая страна… В Москве школы имеют совершенно другое обеспечение и возможности, чем по всей стране. Здесь значительно более высокий уровень зарплат у педагогов, и, что самое главное, есть возможность отбирать школьников, отсеивать из них тех, кто не хочет или не может учиться, не имеет познавательной мотивации. Здесь и уровень развития среды и технологий существенно выше, чем в среднем по России. Здесь детей таскают на бесчисленные кружки и секции по интересам, и родители и дети к чему-то стремятся, потому что это не безнадежно, а имеет смысл. И, даже если в основе обучения все то же запоминание и заучивание, дети намного сообразительнее и живее, чем в провинции, и, тем более, сельской местности.
Поэтому главное для победы в PISA — это все-таки благосостояние общества, причем не столичного, а провинциального, уровень и качество жизни, наличие ориентиров и смыслов у молодого поколения. Появится это – и за качеством образования дело не станет.