Ментальная арифметика в школе: быть или не быть?
Хорошо известно, что моторная база детского интеллекта формируется с помощью ручного труда (лепки, рисования, моделирования и т.п.) и письма. Мышление базируется на воображении, а воображение — именно на моторике.
Отказываться от пластилина бессмысленно, но искать другие, более современные формы развития моторики — в цифровой век очень важно. Давайте позовем на помощь ментальную арифметику, которая имеет традиционную — физическую — форму, а также онлайн-версию.
Что такое ментальная арифметика?
Материалом методики служит натуральный счет на абакусе (это такие специальные счеты). На занятиях ребенок запоминает значение различных чисел, сопоставляя их с определенным положением косточек на счетах. Далее производит вычисления передвигая косточки пальчиками, а затем в уме, перенося образ абакуса в свое воображение.
В итоге ребенок настолько хорошо представляет абакус в своем воображении и доводит этот навык до автоматизма, что мгновенно выполняет действия в уме даже с многозначными числами.
В чем преимущество ментальной арифметики?
Повышение уровня мотивации. Задания в программе рассчитаны от простого к сложному, благодаря этому у детей создается позитивный настрой и ситуация успеха, которая поможет поверить в себя и свои силы. Таким образом, ребенок станет более активным и у него появится интерес к изучению математики.
Развитие логического мышления. Счет на абакусе способствует развитию не только зрительной памяти, но и логического мышления. Когда школьник учится считать на счетах, ему приходится использовать такие важные приемы логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Когда ученик решает примеры с использованием ментальной арифметики эти операции логического мышления задействуются всегда. Следовательно, решая примеры при помощи ментальной арифметики ученик постоянно развивает логическое мышление.
Умение решать проблемные ситуации. Осваивая счет, в начале каждой новой темы ученик сталкивается с проблемной ситуацией. Далее он ищет пути ее решения. Благодаря несложным темам ребенок легко находит решение проблемы и перестает бояться трудностей, что входит в обязательное умение выпускника общеобразовательной школы.
Углубление знаний о числе и числовых системах.Занимаясь на счетах ребенок имеет наглядное представление числа, что помогает легче запомнить и усвоить необходимый материал. Занятия ментальной арифметикой помогают ученику по-другому взглянуть на десятеричную числовую систему, и дают возможность расширить и углубить свои знания о других системах счета.
Навык быстрого устного счета. Ментальная арифметика – специально созданная методика для облегчения обучению устному счету. Помимо прочего она развивает у детей память, речь, умение воспринимать на слух какую-либо информацию.
Как это работает?
Лучше всего посмотреть видео. На нем Ангелина 13 лет и Полина 8 лет демонстрируют свои успехи.
Как можно попробовать методику?
Можно воспользоваться бесплатным онлайн-тренажером УМИУС и посчитать примеры, которые дети решают на первых занятиях.
С первым и самым легким уровнем ментальной арифметики, уровнем «Просто», на котором арифметические действия выводились с интервалом в две секунды и с которым дети справляются уже на третьем занятии, большинство взрослых справиться не смогли.
Об авторе — Татьяна Кускевич, руководитель проекта УМИУС.
Попробуйте тренажер бесплатно!