Как и зачем школе привлекать партнеров извне: реальные примеры

Необходимость налаживать связи со своим окружением часто воспринимается как дополнительная нагрузка на школьный коллектив. Можно понять: у школы много текущих проблем, требующих немедленного решения. Но игнорируя задачу создания широкого сообщества, школа сама лишает себя тех инструментов, которые помогли бы ей решить насущные проблемы. От ремонта и оснащения до улучшения и качественного изменения учебного процесса. От разработки школьной стратегии до профориентации учеников. От привлечения внебюджетных средств в фонд школы до организации досуга.

Я с радостью вижу, что много педагогов и руководителей школ уже осознали, как важно создавать такую среду, где каждый ребенок сможет учиться с интересом и с эмоциональной вовлеченностью, развиваться в общении с самыми разными людьми, усиливать свои навыки коммуникации, креативности и сотрудничества, получать опыт проектной работы, добиваться первых успехов и признания, находить свой путь. Воспитывать и образовывать детей, делая акцент только  на академических знаниях, – это устаревшая модель. Навыки коммуникации и сотрудничества можно дать, только погрузив ребенка в среду взаимодействия как можно большего и разнообразного состава участников.

Именно такую живую и плодотворную среду мы предлагаем создавать школам, находя и активируя внешние связи. Для убедительности приведу два ярких примера того, как самые разные школы становятся эффективнее и успешнее, когда включают в свое сообщество друзей и партнеров из своего окружения. Это кейсы победителей всероссийского конкурса школьных проектов #ТОПШкола, который уже два года проводит Рыбаков Фонд.

Пример 1. Сельская школа

Фото Яган.Онлайн

Во многих школах есть кружки, в которых делают стенгазеты или даже снимают репортажи о школьных событиях. В Яганской средней школе (находится в селе в Удмуртии) по инициативе педагога-организатора Ольги Павловой запущен проект «Яган-онлайн». Это медиацентр с современным оборудованием. Школьники осваивают навыки мультимедийной журналистики: монтируют видеорепортажи, берут интервью, пишут закадровые тексты, работают над дизайном. Они готовят материалы о разных событиях, происходящих вне школы, и о людях, живущих в селе, например оказывают информационную поддержку пенсионерам, которые объединились и создали в селе музыкальный коллектив.

На базе медиацентра дети обучают односельчан компьютерной грамотности, а отец одного из учеников по своей инициативе стал проводить для жителей села курсы по работе в интернете. Кстати, родители помогли отремонтировать кабинет для медиацентра. Сотрудники разных учреждений Ягана тоже включились в проект – обучались вести соцсети, создавать презентации, сняли ролики о своих учреждениях. С мастер-классом приехала ведущая Удмуртского ТВ.

Проект получился таким живым и вдохновляющим, что его участники сами постоянно становятся героями репортажей СМИ, попадают в сюжеты местного телевидения. Партнер проекта, который на коммерческой основе должен был предоставить программное обеспечение для медиацентра, так проникся этой идеей, что передал ПО безвозмездно. А замглавы правительства Удмуртии пообещал провести высокоскоростной интернет в школу вне очереди.

В общем, школьный медиацентр стал местом притяжения для самых разных людей, которые формируют уникальную среду для развития ребят и сами получают полезные навыки. И все это произошло благодаря педагогу, которая подошла к созданию школьного кружка журналистики не формально, а наполнила его живым содержанием и не стала ограничиваться школьными стенами.

Пример 2. Частная школа

Фото Ларисы Натальской

Встречи выпускников проходят в каждой школе, но этого мало для налаживания взаимодействия между выпускниками и школой. Нужна системная работа: сама школа может задаться этим вопросом и понять, как выпускники могут быть ей полезны, и предложить разнообразные форматы сотрудничества.

Именно так сделала школа имени А.М. Горчакова в Павловске под Петербургом. По инициативе директора школы Александра Кузьмина там открыли Лабораторию выпускников. Физически это новое креативное пространство, организованное в одном из кабинетов. А содержательно – модель взаимодействия школы и выпускников по шести направлениям: наставничество, тренинги и обучение, организация открытых событий, проведение исследований, прохождение стажировок на базе школы, фандрайзинг.

Задача непростая – сделать школу интересной для выпускников, вовлечь их в творческую среду и деятельность, которая даст им возможность создавать новые решения, апробировать новые идеи, самим обмениваться опытом и получать новые компетенции, и заряжаться от того, что они нужны своей школе и приносят ей пользу.

Руководство, педагоги, выпускники и родители школьников провели мозговой штурм: чем может быть полезна лаборатория каждому участнику школьного сообщества. Выяснили, например, что школьная программа не во всем отвечает запросам родителей и учеников, и решили задействовать выпускников в ревизии и улучшении программы. И более того: включить их в ее реализацию – в качестве тренеров, лекторов, организаторов событий, наставников. Сами выпускники тоже предложили свои идеи участия в школьной жизни: помощь в создании логотипа, сайта и брендбука школы, создание клуба академических дебатов и программы профориентации и т.д.

Что в итоге? Школа получает качественные изменения программы и обогащает образовательную среду, что очень важно не только для учеников, но и для учителей. Выпускники приобретают новые навыки (менторство, фандрайзинг в целевой капитал школы – эндаумент, проектный и ивент-менеджмент) и, конечно, радость и удовлетворение от сопричастности к помощи школе и ученикам. А ученики активнее вовлекаются в учебу, получают знания, компетенции и новые образовательные возможности.

Об авторе: Екатерина Рыбакова — сооснователь и президент Рыбаков Фонда.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть