Развитие гибких навыков в школе
Сегодня много говорят о развитии soft skills – навыков, которые необходимы любому человеку. В отличие от hard skills, которые имеют практическое применение, гибкие навыки стоят в стороне от профессиональной специфики, но от того, насколько человек ими владеет, зависят его успехи. О комплексе soft skills в первую очередь заговорили применительно к бизнесу, но сейчас, с учётом динамично меняющейся среды, он востребован и в системе образования.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, жизненный успех учащегося определяют не только академические знания, но и уровень его эмоционального и коммуникативного развития. То есть именно то, что относится к soft skills, гибким навыкам.
В число гибких навыков входят коммуникабельность, эмоциональный интеллект, мышление «результатами» и «процессами», работа с технологиями, организаторские способности, интеллектуальное любопытство, лидерство и многие другие. Развивать их можно «без отрыва от производства» – непосредственно во время урока.
Коммуникабельность
Способность общаться и строить диалог с самыми разными людьми – этому можно научиться в школе. Важным элементом этого навыка является умение адаптироваться к речевой ситуации: само собой, диалог между одноклассниками будет отличаться от разговора между учеником и учителем.
Для развития коммуникабельности подходят дискуссии между группами в классе, организация разговорных клубов, презентация проекта. Последнее задание хорошо тем, что «включает» одновременную проработку нескольких гибких навыков – это и самопрезентация, и лидерство, и позитивность, и другие.
В словаре предпринимателей и инвесторов есть слово «питчить» (от «pitch» – выставлять на продажу), то есть представлять свой проект с целью привлечь финансирование. Такой подход можно взять за основу и, трансформировав с учётом ваших собственных задач, использовать в школе.
Стандартная структура питчинга очень проста:
· Интро – представиться, назвать тему
· Кому и зачем – описание проблемы и целевой аудитории
· Что? – суть проекта
· Как? – описание решения
· Заключение – в чём польза
Держа под рукой эту памятку, можно защищать проекты по разным дисциплинам.
Эмоциональный интеллект
Первой ласточкой в этом направлении, после которой об эмоциональном интеллекте заговорили все, стала работа журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ», опубликованная ещё в девяностые годы. В этой статье (прочитать основные моменты (на английском) можно здесь) автор, используя разработки учёных из области антропологии и эмоций, говорит о том, что образование, вклад семьи и окружения в успешность, безусловно, важны, но ещё более важным элементом является умение управлять своими эмоциями и осознавать чувства других людей.
Эмоциональный интеллект состоит из четырёх категорий:
1. Умение общаться с другими людьми, работать в команде и/или возглавлять её.
2. Эмпатия вне зависимости от того, является человек интровертом или экстравертом.
3. Знание своих сильных и слабых сторон.
4. Умение управлять своими эмоциями.
Навыки управления своим эмоциональным интеллектом влияют на работу человека с другими членами группы (например, вместе с одноклассниками готовить какой-либо проект), мотивацию и самоконтроль. Снова – комплекс определённых навыков.
Для развития эмоционального интеллекта можно предложить несколько шагов, самые очевидные из которых – ставить себя на место другого человека (Ваня поступил так, потому что обиделся, когда его вклад в работу не оценили) и называть свои и чужие эмоции (Я чувствую обиду, потому что меня не спросили, хочу ли я заниматься этим, а просто поставили перед фактом). Знания об эмоциональном интеллекте пригодятся классному руководителю, который может столкнуться с необходимостью решать какие-то конфликты.
Навык работы с технологиями
Наряду с гибкими навыками в современной терминологии выделяются и особо востребованные сейчас digital skills – навыки работы с цифровыми ресурсами, умение ориентироваться в технологической среде и использовать преимущества цифровизации.
Сразу оговоримся, что, к примеру, для инженера, эти умения относятся к разряду hard skills, жёстких навыков, имеющих практическое применение. Но для тех, кто не планирует работать в IT, уметь работать с технологиями – это гибкие навыки, которые помогут в разных сферах будущей профессиональной деятельности.
Конечно, можно отметить, что современные дети более чем свободно чувствуют себя в цифровой среде, для них технологии – неотъемлемая часть жизни. Но чаще всего происходит разделение: учебный процесс строится на основе традиционных методов, а все прелести интернета и технологий остаются за границами школы, потому что используются только для развлечений.
Использование цифровых ресурсов в обучении не только формирует навык работы с технологиями, но и интегрирует их во все сферы жизни. Таким образом нет разрыва между «интересными» занятиями и «скучной» учёбой. Если ребёнок учится, применяя доступные современные технологии, он привыкает к тому, что их можно использовать не только для отдыха.
Цифровой образовательный ресурс ЯКласс – это современная платформа для онлайн-образования, которая позволяет сделать процесс обучения системным и непрерывным. Благодаря тому, что в базе ресурса более 1,6 трлн заданий, каждый ученик может получить свою индивидуальную программу.
Да, к сожалению, далеко не все школы оснащены по последнему слову техники, но при этом большая часть детей располагает либо собственным компьютером, либо смартфоном, достаточно мощным для того, чтобы решать в нём учебные задачи. А значит, ученик может работать на платформе ЯКласс и выполнять задания, которые будут не только повышать уровень его знаний по конкретному предмету, но и развивать навыки работы с технологиями.
Например, задача по геометрии на построение сечений методом следов (раздел 1С:Школа). Предлагаемая модель интерактивна: ученик может вращать её, увеличивать или уменьшать размер и наклон куба. Такой способ подачи интереснее и нагляднее, чем тот, что предлагается в учебнике геометрии, а кроме того, позволяет более детально представить фигуру. Так наряду с конкретно практической задачей (построить сечение куба плоскостью) ученик решает задачи по развитию дополнительных гибких навыков: развивает умение работать с цифровыми технологиями и привыкает использовать их в обучении.
Пример задания из раздела 1С:Школа (Геометрия)
Важный момент: развитие soft skills – привилегия не только учителей гуманитарного блока. Формирование гибких навыков возможно на любом уроке, ведь речь идёт об освоении не специфических предметных знаний, а тех, которые будут нужны ребёнку вне зависимости от выбранной специальности.
Как мы видим, говорить о развитии какого-то одного навыка нельзя – все они связаны между собой, поэтому работа идёт по всему комплексу soft skills.