Когда учитель имеет право быть злым
Чем больше в СМИ появляется сообщений о фактах агрессивного поведения учителей по отношению к ученикам, тем чаще в обсуждениях этих событий учителя пишут: «Его/ее просто вывели из себя. Учитель – тоже человек! И имеет право на эмоции! И иногда вынужден быть злым!».
Итак, когда учитель имеет право быть злым?
Никогда!
Почему?
Несмотря на то, что иногда повышение голоса и выплеск негативных эмоций могут прекратить плохое поведение учеников — из-за естественной реакции страха — это никогда не пойдет на пользу в долгосрочной перспективе.
Подобное поведение учителя только усложняет процесс управления классом.
Когда учитель идет на поводу у негативных эмоций и демонстрирует их детям в качестве последствия могут произойти две вещи.
Во-первых, такое поведение учителя вызовет ухудшение эмоциональной атмосферы в классе и взаимоотношений с учениками. Неприязнь и обида детей, которые они непременно ощутят в ответ на негатив учителя, снизят уровень доверия к педагогу и пошатнут его авторитет.
Когда ученики боятся или опасаются учителя, его неодобрение плохого поведения или проблем с успеваемостью перестает быть значимым для учащихся.
Влияние такого учителя будет незначительным, и единственная причина, по которой дети вообще будут обращать внимание на педагога или прилагать какие-либо усилия в учебе, — это внешние факторы, такие как их родители, перспективы попасть в кабинет директора и т.д.
Сложные дети, в частности дети с проблемами в обучении, сниженными социальными, эмоциональными или умственными способностями, страдают больше всего. Они склонны регрессировать, выключаться и вообще прекращать стараться.
Во-вторых, учитель, позволяющий себе выказывать негативные эмоции, тем самым облегчает нагрузку на своих учеников.
Рассмотрим две ситуации, в которых есть класс и учитель. В обеих ситуациях класс или его отдельные представители повели себя непозволительно: шумели во время урока, мешали учителю и друг другу или как-то иначе нарушали правила поведения. В первом варианте учитель сдержал негативную реакцию: не повысил голоса, ни использовал оскорбления или грубые слова и уж тем более не применял физическую силу. Выразил свое отношение к происходящему с помощью тщательно подобранных слов, объясняющих, что такое поведение нарушает принятые в школе и приличном обществе правила, мешает учителю выполнять свою работу, а соученикам получать знания. Во втором варианте учитель сорвался, позволив себе выплеск эмоций. В первой ситуации всем присутствующим понятно, что виноваты нарушители дисциплины, это понимают и сами нарушители и у них есть шанс почувствовать раскаяние. Во второй ситуации вина ложится и на хулиганов, и на учителя. И это очевидно для всех. Тяжесть вины в этом случае на нарушителей дисциплины давит куда меньшая. Баланс раскаяния смещается от них на учителя.
Болезненно и остро реагировать на нарушения дисциплины, становиться мстительным и давать свободу своим негативным эмоциям не только неэффективно, но и по-детски. А учитель — лидер и образец для подражания в классе, который должен быть старше, мудрее, спокойнее, выдержаннее и терпеливее своих учеников.
На основе статьи