Почему читать модно, а любить уроки литературы – нет?
Спор о том, что должны читать дети в рамках школьной программы по литературе, вечен. Однако в прошлом году ему была придана особая актуальность – введение нового федерального государственного стандарта взбудоражило не только профессиональное сообщество, но и простых обывателей.
Еще в 2013 году, когда на специализированном ресурсе был размещен проект Примерной программы для старших классов, велись жаркие дебаты по поводу перечня авторов и книг – что из нашего литературного наследия убирать можно, а что нельзя. И мало кто заметил (хотя авторы программы делали на этом акцент), что настоящей целью было — не произвести ревизию «золотого канона русской классики», а пересмотреть вопросы методики, связанные с организацией чтения и изучения классики в современных реалиях. А современные реалии таковы, что интернету и телевидению чтение, как форма проведения досуга значительно проигрывает. Так в рамках Примерной программы авторы пытались показать, что важнее не гнаться за объемом прочитанного, важнее создать квалифицированного читателя, который будет уметь и любить читать… Возможно ли это?
Читаем? Читаем!
На сегодня рынок печатных книг в России показывает рост. Незначительный, но, согласно отраслевому докладу «Книжный рынок России»*. Читать вновь становится модно, люди покупают редкие издания, этичные книги. Появляются и становятся популярными книжные блогеры. И наши дети тоже читают! Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного в 2017 году Московским городским педагогическим университетом. По результатам опроса, в котором приняло участие около 500 старших школьников из разных регионов России, 41% старшеклассников ежедневно читает книги в рамках учебы и 27% для своего удовольствия. При этом школьники не просто читают, но и обсуждают прочитанное в различных тематических сообществах.
Иван, 15 лет: «Я начал читать недавно. Отец принес книгу и попросил прочесть ее. Это был Стивенсон. Книга лежала долго. Потом он (отец) обиделся и отказался продлевать мне подписку на цифровое тв, пока я не прочитаю. Начинать было трудно, но потом я втянулся сильно и вообще начал читать. Папа удивлялся, почему я выбираю зарубежную литературу, а не нашу. Нашу мы в школе проходим и удовольствия она мне не доставляет, а с зарубежной есть выбор, и нет давления – что хотел сказать автор. Я просто читал. Потом папа дал мне Стругацких и тоже понравилось».
Бабушка троих внучек, из которых две – младшие школьницы и одна дошкольница, активно делится своей позицией в сети, на площадке книжного сообщества: «Я значительную часть пенсии на детскую литературу трачу. Мы с внучками читаем много и не только привычных детских авторов. Моей старшей очень нравится Чарская, мы читаем Гайдара, Жвалевского и Пастернак. Средняя предпочитает Носова и Драгунского, у нее много книг по кулинарии. Младшая с удовольствием слушает Усачева. Кстати, Даррела сейчас им мама на ночь всем троим читает.
Я искренне не понимаю, почему дети в младшей школе не изучают детскую литературу, где герои – их ровесники, где важные для них вопросы поднимаются на доступном уровне. Я по профессии библиотекарь, хорошо ориентируюсь в книгах и знаю, что предложить внучкам, но многие родители, замордованные в школах классикой, сейчас читающие, максимум, нон-фикшн, просто даже не знают – чего лишаются их дети! А в старшей школе?! Ну не писали наши классики для 12-летних детей. Оценить по достоинству многие произведения школьной программы возможно только в старшем возрасте, их бы в высших и профессиональных заведениях преподавать, наша литература настолько богата, что средним и старшим школьникам ей тоже есть что предложить, актуального, важного, по возрасту!»
Неприкосновенность классики в школьной программе
По мнению сторонников неприкосновенности классики в школьной программе, базовые ценности, которые в ней заложены, вечны.
Это наш общекультурный национальный код, позволяющий сохранять преемственность поколений, а все разговоры о читательских предпочтениях – тупиковые.
По мнению противников — сегодня школа формирует у детей представление о сакральной ценности русской классики, не прививая любви к чтению и не формируя качественного читательского опыта и навыков. Да, есть темы, которые будут жить вечно, но современные школьники, читая, не сопоставляют себя с героями произведений, не видят в них себя, и непонятно – почему школа ставит себе целью выпускать в мир детей с ценностями и идеалами 18-го века?
Судя по последнему принятому ФГОС, масштабных изменений в ближайшее время не предвидится. А жаль, идея Любови Борусяк, социолога, кандидата экономических наук и преподавателя с 18-летним стажем, проста и привлекательна – при небольшом едином ядре классической русской литературы, дать возможность учителям и ученикам формировать программу по собственному вкусу (кстати, данный подход реализован во многих странах).
Но мы все же задали вопрос учителям – если бы вам дали возможность сформировать свою программу для предмета, какие 5 книг, которых сейчас в ней нет, вы бы добавили?
Елена Сергеевна И., учитель младших классов:
• Ю. Алешковский «Кыш 2 портфеля»
• Е. Верейская «Три девочки» или книги Л. Чарской
• А. Линдгрен «Дети из Бюллербю»
• В. Крапивин «Та сторона, где ветер»
Ирина Александровна Е., учитель литературы средних классов:
• В. Железников «Чучело»
• Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
• Э. Веркин «Облачный полк»
• В. Крапивин – «Выстрел с монитора» или другие
• Л и С. Хокинг «Джордж и тайны вселенной»
Анна Александровна К., учитель литературы старших классов:
• Дж. Р.Р. Толкиен «Властелин колец»
• А. Франк «дневник Анны Франк»
• Д. Сэлинджер «над пропастью во ржи»
• Стругацкие А. и Б. «Обитаемый остров»
• Жвалевский А. и Пастернак Е. «Время всегда хорошее» или «Пока я на краю»
А что думаете, вы? Каких пяти книг в школьной программе вам не хватало? Предложите свой вариант списка в комментариях.
*«Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития» Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2018