150 дней министра Кравцова: лавировал, лавировал, да…

Как-то незаметно пролетели эти пять месяцев —  первые 150 дней работы Сергея Кравцова в должности министра просвещения. 

Давайте для контраста вспомним, что сделала в этот период предыдущий министр Ольга Васильева? Занялась раздачей широковещательных заявлений и обещаний, таких как возвращение в учебный план астрономии, передача школ из муниципалитетов на баланс регионов, включение в процедуру аттестации учителей тестирования, уменьшение списка альтернативных учебников, пересмотр стандартов в сторону фиксации и унификации содержания обучения и т.д. 

Это была явная вкусовщина и авторитаризм в чистом виде. Выдвигаемые Васильевой предложения не были кем-то обсуждены и проработаны. Она продавливала свои собственные идеи и импровизации. Местами инициативы О.Васильевой смахивали на мракобесие и вызывали активные протесты у значительной части образовательного сообщества, которое вздохнуло с облегчением, когда горе-министра отставили. 

Поэтому что С.Кравцов, скорее всего, выбрал своей целью не повторять ошибок предшественницы, чтобы продержаться как можно дольше на посту министра.

Фото пресс-службы Минпросвещения

После назначения С.Кравцов постарался погасить остроту общественного противостояния по всему набору политически острых вопросов в образовании. Он сразу обозначил необходимость широких общественных обсуждений и взвешенного похода во всех пунктах, вызывающих противостояние. Запустил обновление общественного совета, созданного еще при Ливанове (2017 год). Все или почти все «новации» Васильевой Кравцов «замял». 

Особенной деятельность Кравцова сделал нагрянувший коронавирус. Эта штука повлияла буквально на все, и еще сильнее повлияет в ближайшем будущем. Новому министру приходится принимать непростые решения о ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, учебном годе. И Кравцов, несмотря на то, что это все — его детища в бытность главой Рособнадзора, ведет себя весьма взвешенно. 

Министр пытается сгладить растущее в обществе возмущение властями: ВПР и ОГЭ отменены вообще, ЕГЭ существенно упрощен, для него ведется поиск оптимальных сроков. Учебный год в школах досрочно закончен. Также ведется работа над проблемой учительских отпусков…

Если так дела пойдут дальше, то в следующем году ЕГЭ может стать экзаменом по выбору, в котором школьники участвуют лишь по желанию, чтобы облегчить себе поступление в вузы. Тем самым буду расставлены все точки над I и достигнут новый уровень общественного согласия.

Показательна проблема перехода на дистанционное обучение, которая завершилась массовым провалом. Кравцов дистанцировался от нее: он не стал ни пропагандировать дистанционку, ни критиковать ее, видимо, понимая, что и в том и в другом случае он наберет черные шары от оппонентов. 

Словом, нельзя не признать, что Сергей Кравцов проявляет на своем посту осторожность и осмотрительность, что является признаком ума.

Ума кулуарного, бюрократического. Он не старается привлечь к себе всеми средствами внимание, а наоборот, ушел в тень и не делает громких заявлений, которые могли бы навлечь на него критику и гнев как со стороны либералов, так и со стороны сторонников авторитаризма.

Однако такая уклончивая позиция С.Кравцова не может продолжаться очень долго. Наша страна сейчас переживает трудный период истории, развитие экономики и общества забуксовали. Мы все никак не можем решить, куда нам двигаться — в будущее или в прошлое. С одной стороны, нужно бы двигаться вперед, а это достигается путем развития человеческого капитала, то есть мотивации и инициативы людей, их изобретаттельности и ответственности. Это достигается в процессе развития бизнеса, предоставления людям свободы и самостоятельности. 

Но значительная часть все еще вздыхает о прошлом, об эпохе тоталитаризма и репрессий. Им хочется, чтобы некая «сильная рука» навела в стране «порядок» и обеспечила бы всем благоденствие. Потому что они не готовы что-то делать сами и меняться. Их удел — лишь исполнять приказы и одобрять действия властей. Однако, на этом пути невозможно добиться ни порядка, ни благоденствия.

Соответственно, этот выбор сказывается и на путях развития образовательной системы, российской школы. Либо она ориентируется на развитие творческой личности ребенка, способной решать проявлять самостоятельность и решать новые, нестандартные, не встречавшиеся ранее задачи. Либо в школах будут готовить исполнителей по лекалам прошлого или позапрошлого веков, способных работать лишь под командой и под страхом наказания.

Что интересно, советская школа готовила детей к творчеству, самостоятельности и ответственности, то есть была, по сути, либеральной. Многие же нынешние педагоги и руководители стремятся вернуться к советской школы, но так, чтобы самостоятельности и ответственности в ней не было. Но разве такое в принципе возможно?

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть