АРХИWOOD 2022: новая простота как формула деревянной архитектуры

Общероссийская премия за лучшее архитектурное сооружение из дерева проходит уже в 13-й раз. В 2022 году на участие поступила 181 заявка. Особенность этого года — увеличившееся число значительных проектов в области общественных сооружений и, с другой стороны, стремление к созданию камерных, медитативных объектов в частной архитектуре.

Номинаций по-прежнему девять: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Предметный дизайн», «Дизайн городской среды», «Арт-объект», «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация». Победителей определяло экспертное жюри, а на сайте премии прошло «народное» голосование. Архитекторы экспериментируют с модульными конструкциями, совмещают их с новейшими разработками из клееной древесины, обращаются к темам экологического строительства.

Загородный дом / выбор жюри

Традиционно в номинации «Загородный дом» было больше всего участников, и она во многом определяет тренды деревянного строительства в России. На этот раз победила новая модель SWIDOM (, Александр Порошкин и Таисия Карпова). Это семейный загородный дом из серии авторских модульных быстровозводимых домов. Планировочная структура дома выстроена таким образом, что фасад, выходящий на улицу — закрытый, а со стороны двора — просматриваемый. Визуально дом кажется масштабнее за счет террасы и вертикальных стеклянных поверхностей. На первом этаже расположены гостиная, столовая, кухня, технические помещения, санузел, на втором — спальни. Общая площадь дома с террасой — 220 кв. м. Жюри призналось, что чем дольше смотрело на этот неброский с виду проект, тем отчетливей выявлялись его достоинства: геометричные объемы соединены таким образом, что жилое пространство и гараж функционируют максимально полно. Именно за эту «новую простоту» и присудили победу.

Загородный дом / общественное голосование

Проект Кирилла Кузяева DOM by Demidkovo в деревне Демидково Пермской области — это дом-конструктор, который легко трансформируется в площадку для деловых переговоров, праздничных торжеств или место для семейного отдыха.

Малый объект / выбор жюри

«Дом отшельника» оказался безусловным фаворитом нынешней премии. Сочетание внятной концепции, отличного исполнения и попадания в эмоциональный фон года обеспечили ему единодушное решение экспертов. Объект, созданный в рамках «», располагается в лесу на краю участка. Он, как следует из названия, предназначен для уединения и медитаций. Этот почти кубический объем собран из грубых необрезных досок, окна-щели закрыты листами поликарбоната. Входная часть — «притвор», темноватый и длинный, заставляет менять направление движения и замедляет входящего. Далее следует зал медитаций, а в центре дома альков, лежа в котором, можно наблюдать за облаками и звездами через большое окно в крыше.

Малый объект / общественное голосование

Входящий в частный комплекс дом, названный «Термы 2.0,» по проекту Дмитрия Михейкина демонстрирует сочетание современных технологий деревянного строительства и архитектурные трюки (окно, выведенное в угол постройки). Здание представляет собой второй малый дом на участке и является частью ансамбля с виллой «Ренессанс 2.0»*. В доме расположена баня с русской печью и большим панорамным окном, выходящим на пруд, зал с купелью, а также крыло с дровником и подсобными помещениями.

Центр гостеприимства по проекту бюро Megabudka

Центр гостеприимства по проекту бюро Megabudka

Отель «Точка на Карте. Лодейное Поле» бюро RHIZOME

Отель «Точка на Карте. Лодейное Поле» бюро RHIZOME

Общественное сооружение / выбор жюри

В этой номинации оказалось сразу два победителя: жюри не смогло выбрать между постмодернистскими решениями «Центра гостеприимства» по проекту бюро и минималистическим совершенством отеля «Точка на Карте. Лодейное Поле» бюро . Для Megabudka многофункциональный туристический комплекс в Липецкой области — это первый реализованный объект в разработанном ими «новом русском стиле», переосмысляющем традиции национального зодчества в современном ключе. Центр находится в парке «Кудыкина гора». А «Лодейное поле» конструктивно и технологически продолжает опыт работы Rhizome с крупно-модульной технологией строительства: здесь модульная технология совмещена с использованием конструктива из клееной древесины (glulam). Теплый контур номерного фонда скомпонован из пространственных модулей заводского изготовления, в то время как конструктив обходных галерей, лоджий и террас выполнен из клееной древесины, а отделка фасадов — из планкена.

Общественное сооружение / общественное голосование

Выставочный павильон музея истории ГУЛАГа (бюро «Послезавтра») предназначен для временных экспозиций и расположен на границе Сада Памяти в Москве. Стены и фронтоны зашиты доской с щелью: днем павильон заполнен ажурной игрой света и тени, а ночью становится подобием большого светильника, освещающего сад. Стены-ворота позволяют открыть проход в экспозицию в любой точке фасада, что дает широкие экспозиционные возможности. Архитектура здания проявляет метафору тонкой грани между открытостью и закрытостью, свободой и несвободой, информацией и тайной, светом и тьмой.

Дерево в отделке / выбор жюри

Офис KUB House (архитектор Андрей Царакаев) показывает возможности современного использования дерева и технологии работы с ним в отделке фасадов и интерьеров. Потолок и стены отделаны панелями из сукупиры (южноамериканского дерева) и марокканского дуба, стеллажи и другие столярные изделия изготовлены на заказ из дерева ценных пород, например палисандра.

Интерьер / выбор жюри

Обновленный интерьер ресторана «Тануки» на Якиманке бюро Archpoint построило на виртуозной игре света, сложных нишах и контрастных фактурах — именно их и отметило жюри. В ресторанах этой сети станет больше открытых пространств и появятся арт-объекты в эстетике ваби-саби, которую отличают простые формы и несовершенство натуральных материалов.

Интерьер / общественное голосование

Самарская экспозиция выставки «Пермские Боги» от Link Bureau завораживает: уникальное собрание деревянных скульптур, созданных на территории Пермь Великая погрузили в метафорический «лес» из бумажных труб.

Реставрация / выбор жюри

Пример реставрации Варваринской церкви 1656 года в деревне Типиницы Карельской области (А.Н. Волков, АРЦ «Заонежье», ООО «Анфилада») вполне сравним с чудом. Церковь несколько лет пролежала в разобранном на бревна виде, и лишь усилиями команды из тридцати человек, включая специалистов, которые восстанавливали комплекс в Кижах, удалось воссоздать оригинальное строение. Результат — высокое качество реставрации с сохранением максимально возможной аутентичности. Немаловажный фактор, что работы велись в практически безлюдном районе, расположенном в сотнях километров от города.

Предметный дизайн / выбор жюри

Комод Valkeda от Светланы Поповой-Знаменской и Дмитрия Смирнова — это утверждение «русского северного минимализма». «Мы понимаем нашу работу как сохранение русской уникальности и характерности с использованием минимума художественных средств. Формы предметов настолько просты, насколько позволяет им красота, и настолько украшены, насколько позволяет мера», — комментируют авторы.

Предметный дизайн / общественное голосование

Кресло «Болай» и диван «Шулай» по дизайну выполнены из массива бука. Шулай болай в переводе с татарского означает «так и сяк». Простота и удобство конструкции, дополненной съемными подушками из ткани или кожи, делает ее универсальной. Диван может быть изготовлен в outdoor-варианте из устойчивого к влаге дерева.

Дизайн среды / выбор жюри и общественное голосование

Проект по благоустройству парка «Моховые горы» в городе Бор Нижегородской области от бюро ГОРА (Станислав Горшунов, Мария Юдина, Елизавета Будько) оказался фаворитом обоих голосований. Деликатное внедрение в сложившуюся среду стало основным принципом для архитекторов. Деревянные конструкции всех объектов, включая мосты, смотровые площадки, и скамейки, подчеркивают природный характер места и его теплоту.

Арт-объект / выбор жюри

Арт-объект «Мавзолей мечты» построен к фестивалю «Архстояние» 2022. Он транслирует экологические ценности, напоминая о мечте человечества построить рай на земле — однако в процессе создания рая остаются горы отработанного материала. Это 33-х метровая искривленная пирамидальная конструкция из деревянного каркаса, покрытая разными бывшими в употреблении материалами: кирпичом, деревом, костями парнокопытных, глиной, пластиковыми бутылками, искусственными цветами и пальмами.

Арт-объект / общественное голосование

Конструкция «Облако» (авторы Наталья Сорокина, Елена Тупикова, Владимир Гришин) возведена в рамках практикума Древолюция-2022 в Галиче: «Нам захотелось создать пространство, в котором человек почувствовал бы себя оторванным от земли, от рутинных дел, остался наедине с самим собой». Конструкция зыбкая неслучайно: когда посетитель выходит на платформу в форме облака, у него возникает желание прилечь или присесть, поскольку здесь нет ограждений.

Гран-при

Парк Веретьево (архитекторы , Никита Астапов, Илья Пигарев, Ирина Галкина) стал с момента создания местом настоящего паломничества. На 7 гектарах нетронутого болотного ландшафта Бродский расположил свои архитектурные арт-объекты. Григорий Ревзин, написавший путеводитель по этому объекту, который в свое время был пионерлагерем, отмечает: «Парк можно рассматривать как пародию на восстановление традиции усадьбы. Усадьба не бывает без парка, но это парк‑болото. Он про то, как сбежать из пионерлагеря. В нем найдется масса мест, где можно спрятаться, и все они были реализованы руками самих пионеров».

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть