Год назад Amazon пришлось отключить все солнечные электростанции на крышах складов из-за череды пожаров
В прошлом году Amazon была вынуждена отключить системы выработки солнечной энергии на всех своих объектах в США — на значительной части из них по разным причинам произошли пожары, поставившие под угрозу экологическую программу гиганта электронной коммерции.
Один из таких инцидентов произошёл 14 апреля 2020 года — возгорание было зафиксировано на крыше склада FAT1 в калифорнийском Фресно. Тогда были повреждены около 220 солнечных панелей и другое электрическое оборудование, но прибывшие на место пожарные смогли справиться с огнём. Около года спустя аналогичный инцидент был зафиксирован на объекте Amazon в городе Перривилле (шт. Мериленд). Между этими двумя событиями на складах компании были зафиксированы ещё четыре возгорания, согласно внутренним документам Amazon, с которыми удалось ознакомиться журналистам CNBC. Иными словами, с апреля 2020 по июнь 2021 гг. 6 из 47 оборудованных солнечными электростанциями объектов компании в Северной Америке столкнулись с серьёзными сбоями в работе — то есть 12,7 % центров обработки заказов.
Было бы ошибкой полагать, что подобные проблемы переживает только Amazon: в том или ином виде они затронули все компании, пытающиеся реализовывать экологические программы, уменьшив воздействие на окружающую среду и снизив зависимость от ископаемого топлива. Хотя Amazon, возможно, оказалась активнее прочих на этом пути. В 2019 году её основатель Джефф Безос (Jeff Bezos) пообещал к 2040 годы вывести компанию на нулевые выбросы, в том числе внедрив возобновляемые источники энергии и отказавшись от фургонов с ДВС.
В июне прошлого года Amazon пришлось отключить выработку солнечной энергии на всех объектах в США — руководство компании решило убедиться, что все системы спроектированы, развёрнуты и обслуживаются должным образом, чтобы повторно ввести их в эксплуатацию. Представитель компании Эрика Ховард (Erika Howard) уточнила CNBC, что технические сбои возникали на системах, которыми управляли её партнёры, а решение их отключить в Amazon приняли по собственной инициативе. Однако всех этих сведений в официальных экологических отчётах компании не было — там говорилось, что в середине 2021 года 90 центров обработки заказов обеспечивались энергией от солнечных батарей, к концу года их стало 115, а в апреле 2022 года — уже 176. Программа по внедрению солнечной энергии была запущена ещё в 2017 году.
Из публикуемых отчётов компания исключила и сведения о расходах, которые приходится нести при подобных инцидентах. Но один из сотрудников Amazon подсчитал, что в среднем речь идёт об издержках в размере $2,7 млн за каждый масштабный сбой: эти суммы складываются из расходов на проведение технических инспекций, а также на ремонт или замену неисправного оборудования. С другой стороны, недёшево обходится и простой солнечных батарей — $20 тыс. долларов за каждый из 47 американских объектов в месяц или $940 тыс. за все вместе взятые.
Технические инспекции для Amazon проводит её партнёр — компания Clean Energy Associates (CEA). Ей поручено обследование объектов не только в США, но и в других регионах присутствия ретейлера: в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и в Африке. Причём CEA работала не только с объектами Amazon, но и с центрами принадлежащей ей сети Whole Foods. По состоянию на конец 2021 года, то есть через четыре года после поглощения сети супермаркетов, у нового владельца всё ещё не было технического отчёта по состоянию систем возобновляемой энергии на объектах Whole Foods. Тем не менее, представленный CEA отчёт в конце 2021 года содержал 259 стандартных замечаний и одну отметку критического характера. Замечания касались несоответствия разъёмов между модулями, неправильную установку разъёмов, ошибки при обслуживании проводки и признаки проникновения воды в инверторы, преобразующие солнечную энергию в электричество. К слову, пожарный инспектор во Фресно пришел к выводу, что возгорание на объекте FAT1 «возникло на двух инверторах или рядом с ними».
Похоже, конец 2021 года стал переломным моментом в этой истории — тогда подразделения Amazon запросили у руководства компании финансирование на сумму $3,6 млн на проведение повторных технических инспекций, которые установили бы, что системы солнечной энергии можно снова вводить в эксплуатацию. Сотрудники компании также обратились к руководству с призывом снизить зависимость Amazon от внешних поставщиков и заменить их работниками в штате. Со временем компания действительно стала нанимать больше специалистов по солнечной энергетике для представительств по всему миру.
Однако в отдельных случаях руководство реагировало недопустимо медленно. Ряд отделов обратился «наверх» за утверждением планов найма, проведения повторных инспекций и возобновления работы солнечных систем, а в ответ Кара Хёрст (Kara Hurst), вице-президент Amazon по вопросам экологии, и Алисия Болер-Дэвис (Alicia Boler-Davis), старший вице-президент по обслуживанию клиентов приостановили все работы по данному направлению на несколько месяцев. В июне 2022 года Хёрст и Болер-Дэвис покинули компанию.
На официальном уровне Amazon, конечно, отрицает, что члены руководства затягивают работу по запросам сотрудников — в списках вакансий компании до сих пор значатся специалисты по солнечной энергетике. Сейчас руководство Amazon понимает, что смена экологической стратегии при колоссальных масштабах деятельности неизбежно сопряжена с препятствиями. «Но мы в Amazon не уклоняемся от серьёзных проблем. Ответов на все вопросы у нас сегодня нет, но мы верим в потребность действовать сейчас», — написала Кара Хёрст в сопроводительном письме к экологическому отчёту за 2021 год.