И снова 3 сентября. Чем запомнился этот день в автоиндустрии
Сегодня вся страна в едином порыве переворачивает календарь и вспоминает текст из легендарного шлягера Михаила Шуфутинского. Мы и сами уже не раз участвовали во всенародном флэш-мобе и рассказывали об автомобильной коллекции знаменитого шансонье. Однако в этом году не хочется вновь повторять за самими собой, поэтому мы решили без каких-либо шуток вспомнить обо всех важных событиях в истории автопрома и транспорта, которые произошли 3 сентября.
3 сентября 1875 г. Родился Фердинанд Порше www.adv.rbc.ru
Небольшой чешский городок Вратиславице мало кому известен, однако именно это тихое место (носившее 100 лет назад название Мафферсдорф) подарило миру одного из самых выдающихся автомобильных конструкторов XX века. 3 сентября 1875 года в семье владельца небольшой ремонтной мастерской Антона Порше родился младший сын Фердинанд. У мальчика также были старшая сестра и брат. Именно последний должен был стать наследником Антона, однако погиб в результате несчастного случая.
После этого наследником мастерской отца стал Фердинанд. Юноша начал работать в ней с 15 лет. И в то время у него не было сомнений в том, что он пойдет по стопам отца. Однако вскоре его интересы поменялись, и Фердинанд решил поступать в техническое училище. Его страстью стали самоходные экипажи, которые в те годы еще не назывались автомобилями.
После окончания училища Фердинанд Порше занялся проектированием и постройкой машин, а в 1898 году у него появилась революционная идея автомобиля с электроприводом. Он поставил перед собой непростую задачу: сконструировать автомобиль на электрической тяге, который передвигался бы быстрее автомобилей с ДВС или паровыми двигателями и при этом хорошо продавался. Талант Порше раскрылся с первых же недель работы над проектом. Опытный образец получился очень удачным — машина была компактной и быстрой. Она могла разгоняться до достаточно высокой для конца XIX века скорости в 40 км/ч.
В 1906 году Порше стал техническим директором и главным конструктором венской фирмы, производившей автомобили Austro-Daimler. Под его руководством были созданы такие модели как Prinz-Heinrich и Sascha. А в 1926 году он был приглашен на должность главного инженера Daimler-Benz, где возглавил постройку гоночных автомобилей. Самыми знаменитыми Mercedes, созданными под началом Порше, стали спортивные модели S и SS с компрессорными двигателями.
В марте 1931 года в Штутгарте открылось конструкторское бюро Porsche, занявшееся разработкой двигателей всех типов, а также автомобилей и мотоциклов. Вскоре по заказу фирмы Zundapp были построены три экземпляра Volksauto, ставшего прообразом знаменитого «Жука», который навсегда вошел в историю мировой автомобильной промышленности.
В годы войны бюро Порше занималось работой над вездеходами, амфибиями и даже приняло участие в работе над тяжелыми танками «Тигр» и «Мышь». В январе 1945-го Фердинанд вместе со своим сыном Ферри были осуждены за сотрудничество с нацистами и провели в тюрьме больше 20 месяцев. В 1947-м великий конструктор вернулся в родное бюро в Германии и год спустя вместе с сыном создал свое главное автомобильное детище — Porsche 356. В январе 1951 года Фердинанда не стало, и знаменитое предприятие в Цуффенхаузене возглавил его сын Ферри Порше.
3 сентября 1880 г. Появился первый в мире электрический трамвай
Ровно 141 год назад, 3 сентября 1880 года, в Санкт-Петербурге инженер Федор Апполонович Пироцкий продемонстрировал первый в России (а, по некоторым сведениям, и первый в мире) электрический трамвай.
Вообще официальной датой появления электрического трамвая считается 16 мая 1881 года. Именно в этот день на окраине Берлина открылось регулярное пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге. Однако талантливый русский изобретатель опередил своих немецких коллег почти на год.
За основу своего изобретения Пироцкий взял питерский городской двухэтажный трамвай на конной тяге, который переоборудовал, оснастив электрической цепью и электродвигателями. Более того, необычный транспорт даже выезжал на улицы Петербурга и перевозил жителей в качестве общественного транспорта. Однако из-за отсутствия финансирования Пироцкий прекратил свои эксперименты с электротягой уже к концу 1880 года. А в 1881-м братья фон Сименс открыли первую в Берлине постоянную электрическую трамвайную линию.
А в Российской империи первый официальный постоянно действующий электрический трамвай появился лишь в 1892 году в Киеве.
3 сентября 1922 г. Состоялась первая гонка на легендарном автодроме Монца
В Италии дождливым днем 3 сентября 1922 года состоялась первая гонка на Национальном автодроме Монца, расположенном в северном пригороде Милана. Этот заезд, как и прошедший спустя неделю Гран-при Италии, выиграл Пьетро Бордино. С этого момента начинается история одной из старейших гоночных трасс мира.
Появление Монцы — заслуга Автомобильного клуба Милана, который приурочил его постройку к своему 25-летию. Его председатель, сенатор Сильвио Креспи, и директор Артуро Мерцанти выбрали для постройки трассы парк в Монце, а проектирование было поручено инженерам Альфредо Росселли и Пьеро Пуричелли. Согласно первоначальному плану, трасса имела длину 14 км и представляла собой два параллельно расположенных неправильных овала разных размеров с одним наклонным виражом, занимавших большую часть королевского парка. Однако эта схема в дальнейшем была пересмотрена.
26 февраля 1922 года лучшие итальянские гонщики того времени, Винченцо Лянча и Феличе Наццаро, торжественно вынули лопатами первые куски дерна и дали старт стройке. А к 28 августа трасса уже была достроена и открыта.
Сегодня автодром наиболее известен проведением Гран-при Италии Формулы-1 и примечателен тем, что пилоты проходят его на очень высокой скорости, из-за длинных прямых участков. Монца без преувеличения считается одной из самых быстрых трасс в календаре современной Формулы-1 и на ней установлены рекорды максимальной скорости и скорости на круге. Кроме того, эта трасса одна из наиболее требовательных к мощности моторов формульных болидов и мастерству гонщиков.
3 сентября 1950 г. Определился первый в истории чемпион Формулы-1
С легендарным автодромом Монца связана не только история итальянского, но и мирового автоспорта, включая Королевские Гонки. Именно на этой знаменитой трассе в 1950 году прошел финальный этап первого чемпионата автогонок в классе Формулы-1.
Первый сезон, в ходе которого разыгрывался чемпионат среди гонщиков FIA, проводился с 13 мая по 3 сентября 1950 года. Соревнования состояли из шести европейских Гран при и одной гонки в США, которая проводилась на не менее легендарной трассе Индианаполис. В этапах участвовали 16 команд, пять из которых были заводскими, а 11 — независимыми.
Первая гонка прошла в Великобритании, где доминировала команда Alfa Romeo и ее гонщик Джузеппе Фарина. Однако среди фаворитов числился и аргентинец Хуан Мануэль Фанхио. Второй этап в Монако остался за Фанхио. На следующем этапе в США победу одержал американец Джонни Парсонс. Затем чемпионат вернулся в Старый Свет, где друг за другом прошли этапы в Швейцарии, Бельгии и Франции. На этих этапах победы в гонках с также доставались лидерам чемпионата — Фарине и Фанхио. В Швейцарии верх одержал Джузеппе, затем в Бельгии и во Франции лучшим становился Хуан.
К финальному этапу, который проходил 3 сентября в Монце, реальные шансы на победу в чемпионате были лишь у двух фаворитов, хотя чисто теоретически в борьбу также могли вмешаться Луиджи Фаджоли и Альберто Аскари на Ferrari. Однако на последнем этапе верх одержал Джузеппе Фарина, вырвавший таким образом победу в общем зачете у Хуана Фанхио. Впрочем, этот титул стал первым и единственным в карьере итальянца, а вот аргентинец затем пять раз становился чемпионом мира и даже получил прозвище «Маэстро».
3 сентября 1967 г. Швеция перешла на правостороннее движение
К середине 1960-х Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использующей левостороннее движение. Весь Старый Свет, а также соседние скандинавские страны, включая Данию, Финляндию и Норвегию, уже достаточно давно перешли на правостороннее движение, что создавало массу неудобств при пересечении границы. При этом большая часть шведских автомобилей, которые выпускались в те годы, были оборудованы уже левым рулем, поскольку их ориентировали на экспорт.
При этом вопрос перехода на правостороннее движение к этому моменты поднимался уже не раз. Так, еще на референдуме 1955 года по вопросу смены стороны движения 85% населения Швеции высказались против перемен. Последующее десятилетие правительство страны, поддерживаемые рядом экспертов, неоднократно пыталось изменить схему движения, поскольку считало, что это приведет к снижению аварийности на дорогах. Однако население было неуступчивым.
Тем не менее, в 1963 году шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая разработала комплекс мер для наиболее плавного и безболезненного перехода. За последующие четыре года была проделана колоссальная работа: устанавливались новые дорожные знаки и светофоры, проводилась переконфигурация перекрестков, производилась перестановка автобусных остановок, а все автомобили проходили инспекцию по регулировке фар. Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее желтой.
И 3 сентября 1967-го, также известный как день «Н», Швеция перешла на правостороннее движение.