7 способов воспитать творческую личность
Складывать и делить числа и читать Пушкина ребенка научат и в школе. Но каждой маме с каждым папой хочется, чтобы их чадо выросло счастливым, с фантазией, с головой, полной мыслей и внезапных идей, чтобы наш наследник стал интересным живым человеком, который не боится творить. Потому что без «творцов» ни одна научная гипотеза не родится, ни одна компания не продвинется на рынке. Именно творчество поможет ребенку пробовать, делать попытки, решаться, экспериментировать.
ТВОРИТЬ! Как же нам помочь своим детям расти творческими личностями?
1. Не запрещать красить и украшать!
Родители любят все испортить. «Аккуратнее рисуй, не пачкай одежду!» Нет! Пачкай, не отвлекайся на одежду, одежда – это ерунда, когда рисуешь и раскрашиваешь. Главное – творить.
Это, конечно, в разумных пределах. Нарезать «лапшой» мамины французские шарфы можно смело запретить, но тогда предложить что-то взамен — то, что можно нарезать «лапшой». Не говорите «не рисуй на обоях», все дети любят рисовать на обоях. Заранее договоритесь, что завесите обои большими листами раскрасок (их можно распечатать из интернета или сразу приобрести модные плакаты-раскраски), а на дверь приделаете доску-мольберт, например.
Если не одергивать и не запрещать, ребенок поймет, что пробовать МОЖНО.
2. Помогать художнику!
Сделайте все, чтобы ребенку было удобно рисовать, раскрашивать. Оборудуйте рабочее место, наденьте на художника фартук и нарукавники, подложите клеенку на стол, если боитесь, что он запачкается. Если будете красить большие «полотна» на полу, застелите пол.
Ребенок почувствует, что его творчество кому-то нужно и интересно.
3. Не возвращать «с небес на землю»
«Пирамида из кастрюль? Так не делают! Возьми кубики, из них положено делать пирамиду». «Что ты намотала шарф на голову? Так не носят!» Носят, строят из кастрюль и раскрашивают жирафа в сиреневый, а мышку – в зеленый. Дайте возможность попробовать и самовыразиться. А вдруг перед вами будущий модельер, строитель или абстракционист? «Завиральные» идеи не раз спасали человечество и прославляли гениев. Пусть ребенок поверит в себя и свои идеи. Это важно не только для творчества, но и для самооценки.
4. Включать фантазию всегда и везде
У вас около двери целый склад грязных палок (волшебных посохов и шпаг)? Отлично. Вы растите фантазера. Гуляете в парке – соберите колючие каштаны, смастерите из них ежиков или человечков. Осенью соберите листья. Зимой – лепите удивительных снеговиков, а не классических снежных баб. А на что похожи облака на небе? А как говорит поезд, когда едет? А давай-ка придумаем смешные имена всем твоим игрушкам, давай раскрасим этих котиков в необычные цвета, давай дорисуем в книжке с заданиями то, чего не хватает… И так далее.
5. Формы? Только неопределенные!
Это касается малышей. Самыми лучшими игрушками обычно становятся мячики, колечки, кубики – что-то, из чего можно построить, создать. Кроватку для пупсика тоже лучше сконструировать из подушечек и коробочек. Дом для кукол можно построить из большой картонной коробки, а занавески на окна выйдут из целлофановых пакетиков. Из заданий на бумаге выбирайте те, где нужно дорисовать, соединить точки, продолжить, придумать…
6. Красить всей семьей
Самая лучшая мотивация для детей всех времен и народов – пример мамы с папой. Если дети увидят, как вы в выходной день рисуете натюрморты или раскрашиваете полотна Ван Гога, и что вам это нравится, вас творчество радует и успокаивает, дети тоже возьмут в руки карандаши.
7. Начинать с раскрасок
Бывает, что дети боятся белого листа бумаги. Привыкая в садике или в школе получать четкие задания, дети не знают, с чего начать, если задания нет, то есть свобода творчества их пугает. В этом случае здорово помогут раскраски. Раскраска приучит держать карандаш, выбирать цвет, выбирать форму и держаться в контурах. А потом можно и на белом листе бумаги «развернуться» и начать свободно творить!
КСТАТИ
Почему раскраски развивают
— Они учат структурировать. Ребенок узнает разные формы, цвета.
— Они помогают тренировать координацию движений – рука становится твердой, пальчики учатся держать карандаш в пределах контуров.
— Они учат концентрироваться, быть усидчивым и внимательным.
— Они помогают выражать свои эмоции, когда ребенок выбирает цвета.
— Цветотерапия. Некоторые цвета успокаивают, другие – пробуждают и поднимают настроение.
— Они учат доводить дело до конца. Пока не докрасишь всю картинку, не узнаешь, что получится.
— Они учат выполнять задание по правилам (особенно, если заданы цвета, если раскраска по цифрам, по буквам, по примерам).
— Они формируют вкус. Ребенок учится подбирать цвета так, чтобы предметы на картинке выглядели красиво.