5 заповедей классного руководителя
Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Александра Ведова — программист по образованию и педагог — по призванию. В 30 лет она поменяла высокоинтеллектуальный мир взрослых на непредсказуемый мир детей и стала учителем в малокомплектной школе. Было непросто. О том, какие жизненные и профессиональные уроки она выучила вместе со своими учениками, Александра рассказала в своем эссе.
Быть учителем я не собиралась, но всегда взахлеб читала книги о школе, а больше книг любила кинофильмы. Учитель истории из «Доживем до понедельника», учительница биологии из «Это мы не проходили», «англичанка» из «Когда я стану великаном» вызывали во мне восторг от того, как умело они находили выход из нестандартных педагогических ситуаций.
Когда я начала работать в сельской школе, я стала вести дневник классного руководителя. В нем зафиксировала все разговоры «по душам» с моими учениками, встречи с родителями, работу с коллективом. Многое уже и позабылось, но дневник помог восстановить события прошлых лет и сформулировать заповеди, которые родились из самой работы с моими учениками.
Заповедь первая
Не завидуй другим классным руководителям: люби тех детей, которые к тебе пришли.
В 2007 году ко мне в пятый класс пришли два мальчика: Паша и Коля. Они выглядели явно старше среднестатистических пятиклассников, а их личные дела оказались пухлыми папками с непростыми историями. У одного — проблемы с обучением, у другого — с психикой.
Никакого коллектива у нас не было. Оба хотели быть старостами, но совсем не желали нести хотя бы малюсенькую ответственность за что-либо. Они не хотели ни в чем принимать участие, не хотели оставаться на классные часы, очень часто доводили друг друга оскорблениями, не хотели дежурить по классу, а полив цветов или мытье школьной доски рассматривали как посягательство на их свободу.
Сколько пришлось прочитать литературы по воспитанию таких детей, консультироваться с психологами и психиатрами!
Заповедь вторая
Ищи в каждом то, что будет отличать его от других.
Паше ученье не давалось, он практически не читал, плохо рисовал и, конечно же, испытывал дискомфорт от своей «никчемности».
Высоко на шкафу у нас рос кактус, то ли от нехватки света, то ли еще от чего, но он цвел редко, причем выбрасывал только один цветок. Однажды кто-то обломил целую ветку, мне было очень жаль. Паша, увидев мое расстройство, взял и подсадил ветку к другому растению. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время вся ветка покрылась огромными красными цветами. Я воскликнула: «Паша, какая у тебя легкая рука!». Вопрос с поливом и уходом за цветами решился сам собой.
Заповедь третья
Умей мыслить нестандартно и быстро принимать решения.
Весной и осенью давали о себе знать Колины психические расстройства. Он, конечно, хитрил, списыв на заболевание неготовность к урокам. Получив однажды плохую отметку и не согласившись с ней, Коля начал ругать учителя, не выбирая выражений. Ни на какие слова и замечания он не реагировал, а просто монотонно ругался. Таким я его застала в коридоре, придя ко второму уроку. Через 10 минут закончится занятие, ребята выйдут на перемену — и что они услышат?
Мы пришли с ним в наш класс, я взяла горшок с землей из-под цветов и велела Коле вырыть ямку. Он послушно вырыл. Я говорю: «Кричи в яму!». Он наклонился над горшком и прокричал все, что накопилось. Я говорю: «Зарывай!». Он зарыл, и мы пошли вместе просить прощения у учителя.
Заповедь четвертая
Учи состраданию, не давай черстветь душам.
Родители мои умерли рано, но у мамы осталась ее старинная подруга, которая помогала мне поднимать моих собственных детей. Несчастный случай на дороге унес ее из жизни.
Я была на уроке, когда мне сообщили это печальное известие. Я не могла сдержать слез, и целый урок мы проговорили об этом скромном Человеке с большой буквы. Ребята сидели притихшие, я видела состраданье в их глазах, и мне становилось легче.
Заповедь пятая
В одиночку не одолеешь и кочку, а артелью и в гору впору.
В седьмом классе к нам пришел Сережа. И мы стали коллективом. Потом, в восьмом классе, на уроках обществознания, мы будем рассматривать вопрос о малой группе на примере нашего класса и на опыте убедимся, что два человека это не коллектив (любой конфликт — и коллектива нет), а вот три человека — это и правда — коллектив!
Сергей сразу стал лидером, и ребята с удовольствием отдали ему пальму первенства. Мы сразу выпустили новый классный уголок, назвав его «ШОК — это по-нашему!», а девиз «Приходя к нам на урок — испытайте легкий шок!». Мы с удовольствием стали принимать участие во всех школьных мероприятиях, становясь то мушкетерами, то детсадовцами, то королями, то бандитами. Мы придумывали костюмы и разыгрывали сценки, получая от этого огромное удовольствие!
Паша в девятый класс не пошел, решил получить рабочую специальность. В классе снова осталось двое. Но это уже были не подростки, а юноши.
Колина болезнь потихоньку отступала, явных конфликтов практически не было. Весь последний год мы жили экзаменами и разговорами о профессии. Мы проводили тесты на профпригодность, изучили все колледжи и училища Тверской и Ярославской областей, посетили ряд предприятий, знакомились с новыми профессиями. Успешно сдали экзамены и отправились в большую жизнь. Сережа с легкостью поступил в Рыбинский колледж, а Коля — в Краснохолмский.
Спустя два месяца после начала учебы, Коля приехал к нам в школу. Его первые слова были: «Эх, сейчас снова бы в школу, в школе лучше!», и тут же начал рассказывать о том, как они прекрасно с группой выступили в КВН, а я порадовалась: все, чему я их учила, уже дает плоды.
Потом пришел новый 5 класс, три золотинки: Виталий — золотинка в спорте, Настюшка — золотинка в учебе, Викуля — золотинка в том, что не дает спокойно жить и всех заводит, как вечный двигатель. Но это уже совсем другая история…
Материалы по теме:
- «Когда есть любимое дело, разруху не замечаешь»: история о безусловной любви к профессии