15 фактов о боксерском фильме «Бешеный бык» (1980)
Автор: Олег Пека
Фильм «Бешеный бык» стал одним из классических фильмов о спорте, и в нем Роберт Де Ниро сыграл одну из своих величайших, определяющих карьеру ролей. Фильм был основан на реальной истории боксера Джейка ЛаМотты, и Де Ниро прекрасно передал сущность этого персонажа.
Давайте вспомним этот классический фильм и узнаем некоторые факты о «Бешеном быке», которые вы, возможно, никогда не знали…
1. Фильм «Бешеный бык» частично обязан своим существованием фильму «Рокки».
Сравнение с другим оскароносным фильмом о боксерах, снятым четырьмя годами ранее, было неизбежным, но на самом деле эти два фильма были связаны между собой. Фильм «Рокки» был снят Ирвином Уинклером и Робертом Чартоффом и выпущен компанией United Artists. Когда те же продюсеры обратились в ту же студию с предложением снять еще один фильм о боксе, студия ответила: «Сиквел «Рокки»? Конечно!» Это было не то, что они имели в виду (хотя вскоре они это сделали), но тем временем огромного успеха «Рокки» было достаточно, чтобы продать UA еще один фильм о боксе.
2. Фильм «Бешеный бык» был одним из нескольких фильмов о боксерах, снимавшихся примерно в одно и то же время.
«Рокки» положил начало тенденции, как это часто бывает с фильмами, получившими награду за лучшую картину. В конце 1978 — начале 1979 года, когда Скорсезе приступал к работе над «Бешеным быком», в работе находились еще как минимум четыре фильма: «Рокки II», «Самое главное событие», «Чемпион» и «Матильда». Это перенасыщение помогло Скорсезе убедить United Artists разрешить ему снять «Бешеного быка» в черно-белом варианте, так как это визуально выделило бы его фильм о боксе на фоне других.
3. Для исследования сценарист «Бешеного быка» Мардик Мартин несколько дней жил с бывшей женой Джейка ЛаМотты.
«Жил с» — так он выразился на 30-летнем юбилейном Blu-ray. Вики ЛаМотта была настолько открыта для идеи фильма о своем бывшем муже, что позволила Мардику навестить ее во Флориде и выслушать ее мнение о ее отношениях с Джейком ЛаМоттой.
4. Де Ниро пытался помочь своему другу и практически спас ему жизнь
Причина, по которой Роберт Де Ниро попросил Скорсезе стать режиссером фильма, заключается в том, что именитый режиссер в то время едва не умер от передозировки из-за пристрастия к кокаину, и Де Ниро хотел помочь своему другу вернуться к нормальной жизни. Мартин Скорсезе утверждает, что Де Ниро спас ему жизнь, настояв на том, чтобы режиссер принял участие в проекте, и для этого потребовалось несколько попыток, так как Скорсезе изначально не был заинтересован в создании спортивного фильма!
5. Пол Шрейдер исправил сценарий «Бешеного быка», добавив в него брата Джейка ЛаМотты, Джоуи.
Странно представить себе «Бешеного быка» без персонажа Джо Пеши, но именно так было в первых черновиках Мардика Мартина. Он адаптировал мемуары ЛаМотты 1970 года «Бешеный бык: Моя история», соавтором которой был друг ЛаМотты на протяжении всей его жизни Питер Сэвидж (урожденный Питер Петрелла). В книге Джоуи не был заметным персонажем, а Сэвидж делал большинство вещей, которые Джоуи в конечном итоге сделает в фильме. Когда Шрейдер был нанят для того, чтобы развить работу, проделанную Мартином, и сделать еще одну попытку написать сценарий, он решил, что история будет более захватывающей, если в ней будут участвовать братья, а не друзья (кровные узы и все такое), поэтому он ввел персонажа Джоуи и убрал бедного старого Пита. Эта творческая лицензия оказалась проблематичной позже, когда Джоуи ЛаМотта подал в суд за клевету, потому что фильм приписал ему ряд неблаговидных поступков (например, избиение соседского мафиози), которые на самом деле совершил Сэвидж
6. Мартин Скорсезе сначала снял все боксерские сцены для «Бешеного быка», а затем все небоксерские.
Причем в разных концах страны: бокс снимался в Лос-Анджелесе, а все остальное — на декорациях и в реальных местах в Нью-Йорке.
7. Джейк ЛаМотта присутствовал на съемках «Бешеного быка» во время боксерских сцен, но не драматических.
Отставной боксер охотно сотрудничал со Скорсезе и Де Ниро в создании фильма, несмотря на то, что в нем он был изображен несколько нелестно. (В своей автобиографии он откровенно рассказал о своих недостатках). Во время съемок боксерских матчей он давал технические советы Де Ниро, за что актер был ему благодарен. Но когда пришло время снимать не боксерские поединки, Скорсезе попросил его не сопровождать его. Де Ниро сказал, что ЛаМотта понял его, «потому что вы не хотите, чтобы парень пришел и сказал: «Я сделал это не так». … Ты чувствуешь, что делаешь это ради одобрения кого-то другого».
8. Джо Пеши работал в итальянском ресторане, когда Роберт Де Ниро и Мартин Скорсезе предложили ему сняться в фильме «Бешеный бык».
Пеши с детства был профессиональным актером и музыкантом (он пел и играл на гитаре), но в 1970-х годах завязал с этим. Его бродвейское шоу 1975 года с комедийным партнером Фрэнком Винсентом (которого он позже наймет на роль Сэлви в фильме «Бешеный бык») закрылось через неделю, а его первый фильм 1976 года «Коллекционер смерти» (также с участием Винсента) оказался неудачным. Но Роберт Де Ниро случайно увидел этот фильм в 1978 году и был так впечатлен игрой Пеши, что предложил его Скорсезе. Оба разыскали Пеши и позвонили ему в ресторан, чтобы уговорить его уйти из этого бизнеса.
9. Две звезды работали в тесном сотрудничестве
Роберт Де Ниро и Джо Пеши тренировались и проводили много времени вместе на съемках фильма, чтобы добиться того чувства братства, которое показано в фильме — с тех пор они остаются близкими друзьями.
10. У Мартина Скорсезе было еще несколько причин снимать «Бешеного быка» в черно-белом варианте.
Среди них: цветная пленка со временем портится, что не было бы проблемой в черно-белом варианте; получение правильных цветов для фильма о боксе, действие которого происходит в 1940-х и 50-х годах, было бы дополнительным хлопотным делом; для поколения людей, выросших в 1950-х годах, которые каждую пятницу смотрели бои в Мэдисон Сквер Гарден на канале NBC, бокс был черно-белым видом спорта. Это был единственный вид спорта, который они когда-либо видели.
11. Кровь не была кровью
Поскольку фильм был черно-белым, кровь не обязательно должна была быть красной, поэтому, чтобы убедиться, что она хорошо видна на экране, в качестве заменителя искусственной крови в большинстве современных фильмов использовали шоколад «Херши».
12. В фильме «Бешеный бык» размер ринга меняется от боя к бою в зависимости от душевного состояния Джейка ЛаМотты.
И не благодаря оптическим иллюзиям — Скорсезе действительно менял декорации. Когда Джейк в восторге, впервые сражаясь с Шугаром Рэем, ринг просто огромен; позже он становится меньше и более адским.
13. Есть веская причина, по которой боксеры, судьи, корнеры и диктор в фильме «Бешеный бык» кажутся подлинными: Так и есть.
Скорсезе, приверженец аутентичности, когда это ему подходит, взял для этих ролей в фильме настоящих бойцов и других профессионалов бокса (включая настоящего корнера ЛаМотты). Еще более реалистично то, что радиокомментарии, которые мы слышим во время боев ЛаМотты, — настоящие, взятые из старых записей. Скорсезе не думал, что актеры смогут адекватно воссоздать звук этих дикторов старого времени.
14. Де Ниро много работал над ролью
Роберт Де Ниро прошел через обширную физическую подготовку к роли и даже принял участие в трех реальных боксерских поединках, готовясь к роли, выиграв два из трех!
15. Звуковые эффекты на самом деле не были ударами
При создании звуковых эффектов для ударов по плоти, они были сделаны путем раздавливания дынь и помидоров с силой, чтобы получить реалистичный звук, который мы слышим в фильме!